Джек Милстон — американский писатель, который первый раз в жизни приехал в Россию со своей русской женой и сыном, чтобы познакомиться с новыми родственниками и их родиной. Вот выдержки из письма, которое Джек отправил домой другу, о его приключениях в стране селедки, серьезных мужчин и непростой транспортной ситуации…
1. Москва слезам не верит
Я заранее знал, что Москва не верит слезам. Теперь я могу добавить, что Москва, вне всяких сомнений, также не верит в смех или улыбки. Если ты любитель пронзительно посмеяться или как-то еще публично выразить свою радость — гораздо лучше поехать куда-нибудь в Латинскую Америку. Здесь же люди друг с другом на улице не шутят. Хочешь поймать на себе испепеляющий взгляд? Просто иди по улице, говори по-английски, а потом громко засмейся.
2. “Высокий” уровень культуры
Плевание на улице кажется национальным хобби отдельных категорий мужчин. Выглядит это почти как бейсбол, за небольшим исключением — они не кидают мяч, не отбивают битами и не ловят его и не бегают по полю. Кажется, только таджики, которые в России исполняют роль мексиканцев, не плюют на асфальт. «Конечно, им же приходится все это убирать», — замечает жена. На протяжении своей поездки я несколько раз испытывал одни и те же ощущения. Как только мне начинало казаться, что меня окружают ужасные, грубые и не считающиеся с окружающими люди, тут же кто-то неожиданно делал что-то исключительно доброе и заботливое для нашей семьи — например, придерживал дверь. И мне тут же становилось неловко за свои мысли.
3. Открытие
Я быстро понял, что улыбаться незнакомым русским мужчинам — самый короткий путь получить в лицо. Уже позже я узнал, что эта первоначальная закрытость вовсе не жесткость или грубость, а превентивная мера, сохраняющая драгоценную душевность, которая есть внутри каждого из нас. Для русских доброта и симпатия — слишком ценные качества, которые они не хотят растрачивать на всяких сомнительных незнакомцев. Им немыслимо раздавать эту ценность направо и налево, каждому встречному.
4. Любители поглазеть
Поразительным для меня здесь стало количество парков и скамеек. Нельзя пройти и 100 метров, не наткнувшись на какой-нибудь тенистый скверик с фонтаном или детскую площадку. И скамейки — скамейки! — до этого я никогда не был в местах, где так любят просто посидеть без дела, поглазеть по сторонам и подумать о жизни.
5. Дача
Красоту дикой природы в такой близи от города сложно переоценить. Выглядит это примерно как холмистые равнины Западной Вирджинии, а пахнет еще в два раза слаще. Дикие цветы вдоль дороги, яркое синее небо, а единственные звуки вокруг — это птицы и лающие собаки.
6. Суп — всему голова!
Если где-то есть рай, дача очень на него похожа. Единственное, в раю, скорее всего, на обед дают что-то кроме супа. Русские предельно серьезно относятся к супу в обед. За время нашего путешествия я пообедал практически всеми возможными вариантами супа — борщ, суп с оливками и сосисками, окрошка, грибной суп, суп с перловкой и солеными огурцами… Назови любой! Каждый день я шел на обед, зная, что будет суп. К этому рано или поздно пришлось привыкнуть.
7. Еще одно заблуждение
«Соседи приглашают тебя на традиционное чаепитие с самоваром», — услышал я в один прекрасный день. Я не очень-то люблю компании незнакомых людей. Поэтому я вполне объяснимо не обрадовался этому известию, означающему, что мне придется весь вечер изображать американского дурачка среди людей, которых я не знал и с которыми не имел не только общего языка, но и недавно приобретенных родственных связей.
Это только доказывает, как глуп я иногда бываю. Стоит ли говорить, что чаепитие с самоваром оказалось одним из самых запоминающихся дней за долгое время, а соседи по даче — приятнейшими людьми, которых я только встретил в России.
8. Кодовое слово “чаепитие”
Когда чай был готов, мы все сели за стол, и тут неожиданно выяснилось, что под кодовым названием «чаепитие» в России проходит мероприятие «напои американца до полувменяемого состояния еще до захода солнца». Мог ли я ожидать лучшего…
9. Русская баня
После чаепития меня препроводили в баню, сообщив, что я могу прийти посидеть в горячей комнате и отхлестать себя листьями, когда мне захочется. Оке-е-е-ей.
10. Дороги
Трафик в Москве просто ужасен. Бампер к бамперу, воняющий дизелем, курящий сигареты мучительный трафик. Вот здесь шесть полос объединяются в две, там парень на «Харлее» пытается втиснуться между рядами, светофор, который не переключается, наверное, минут 30, собирает стоящую пробку длиной в километр. Бездомные, просящие милостыню на перекрестках, женщины с фотографиями умирающих детей, ветераны без ног.
11. Магазины
“Ашан” — самое страшное место на земле. Почему?
Женщина лет эдак 70 оттолкнула меня своей тележкой, чтобы подойти к прилавку с рыбой поближе. Никаких вам «извините». Да вообще ни слова. Чья-то тележка у тебя на пути? Просто оттолкни ее подальше. Почему? Да потому что к черту эту тележку, вот почему. Кто-то ждет, когда ты отойдешь, чтобы пройти? Плевать, я первый тут встал, подождут.
12. Рукопожатия
Русские мужчины безусловные победители в мировом первенстве по рукопожатиям. Я немало поездил по миру и пожал не одну сотню рук. Россия — страна самых многозначительных рукопожатий. Крепкие, серьезные, они содержат в себе идеальный 50/50 микс из «можешь на меня рассчитывать» и «не вздумай со мной связываться».
13. Женщины
Если честно, мне кажется, количество прекрасных девушек относительно общего объема населения в России сильно преувеличено. Они встречаются здесь примерно так же часто, как и в любой другой стране. Однако топ 5% красивых русских женщин гораздо более красивы, чем топ 5% в целом по миру. В этом я убедился, побывав в Москве. Не мог я не заметить и того, что красивые девушки, кажется, здесь крайне высокого о себе мнения.
Знаешь, почему еще русские девушки прекрасны? Потому что на первом свидании с ними можно говорить о Чехове, а они будут удивляться, почему тебе казалось, что это неподходящая тема для разговора на свидании.
14. Еда
Конечно же, старался попробовать как можно больше всего русского. В основном мне попадалась здоровая, вкусная и удивительная еда. Встречались, правда, и крайне отвратительные варианты. Я даже составил список!
Любимое:
все, что выросло у тещи на даче (особенно белая малина, которую я до этого никогда в жизни не видел);
- боржоми и тархун (хотя они не очень русские…);
- домашние пельмени;
- все что угодно с солеными огурцами;
- клюква в сахаре (ОБОЖАЮ!);
- коммунистические чипсы (хрустящий картофель);
- дилдо из ушной серы с грецкими орехами (чурчхела);
- русское мороженое;
- ну и куда же без супов… Окрошка (неожиданно!), суп с оливками и сосисками (мясная солянка) и с перловкой (рассольник).
Нелюбимое:
- кровяная конфета-лекарство (гематоген);
- салат из холодной рыбы (рыба под маринадом);
- глутамат во всем подряд;
- крабовые чипсы Lay’s;
- чай вместо кофе по утрам;
- и конечно, она… селедка! Селедку я пробовал три раза, потому что «Бог любит троицу», а русские умеют убеждать. Все три раза она неизменно оказывалась жуткой дрянью. Что это вообще такое? Пересоленная рыба, покрытая соплями?..
15. Вернусь ли я?
Я приехал сюда, чтобы встретиться с новыми членами семьи и познакомиться с Россией. Ну и место! Я на самом деле — и это чистая правда, а не американский маркетинг — не хотел отсюда уезжать. Это место настолько сложное и запутанное, порой смешное (привет мальчику лет 11 в футболке «Canadian Gigolo»), что я мог бы остаться и писать о нем еще и еще. В их культуре есть множество поводов для гордости. Но еще здесь столько всего, чего я не знаю, и еще больше того, чего не понимаю и, скорее всего, никогда не пойму.
Я абсолютно точно еще вернусь в Россию, это место меня зацепило. Моя семья и мои новые русские друзья, такие чистосердечные и открытые, сделали Россию для меня по-настоящему выдающимся местом. Еще никогда я не чувствовал себя таким желанным гостем в таком странном месте, где я никогда до этого не был. Хотя, практически каждый из них, спрашивая, как мне здесь, недоверчиво смотрел на меня, когда я говорил, что мне здесь очень нравится. Мне не хватит слов, чтобы отблагодарить их за всё, что они для меня сделали.